Мы еще взрослеем
Преемственность – важнейшая особенность человеческой жизни. Преемственность знаний, преемственность личности.
Такая преемственность касается и нашего собственного внутреннего мира – ведь во взрослом «находится» ребенок. Больше того, взрослея и старея, мы постепенно все больше и больше задумываемся об этом ребенке. Кто-то сказал:
«Душа ищет опоры в детстве».
Не случайно замечено, что старики лучше всего помнят свое детство. Мудрость возраста состоит не в избавлении от раннего «Я», а в том, чтобы воспользоваться им снова. Если не в детях, то, хотя бы во внуках. Это, наверное, естественно: мы еще взрослеем, воспитывая наших детей. В эту пору наше «Я» не настолько мудро, чтобы понять себя. Мы увлечены делами, успехами. И лишь «едучи с ярмарки», можно спокойно пересмотреть большую часть прошедшей жизни, задуматься о себе и о своем «Я». И поняв его, возродить во внуках.
Понять ребенка – значит, в какой-то мере возродить его в самом себе, уподобиться ему и в конечном счете вычерпать его из самого себя. Воспитание ребенка должно сопровождаться именно таким процессом.
От себя – к другим. От других — к себе. От себя – вновь к самому себе. В этом и состоит парадигма педагогики и осознания «Я» — основания личности. Я и Ты, Я и Иные – вот сердце личности. Нахождение себя в других людях, а других в себе – вот условие и сохранения «Я» и его подлинного развития.
«Собака в зеркале видит другую собаку, но не себя»,
— замечал М. М. Пришвин.
Понять самого себя в зеркале изображении сумеет только человек.
Желаем вам успеха!